


Полётная свобода01.02.2018http://www.izvestiaur.ru/culture/14746201.html На филармонической сцене с программой «Но я вас всё-таки люблю…» выступил постоянный герой проекта «Романтика романса» на телеканале «Культура» баритон Владислав Косарев. Послушав московского гостя из зала, наш обозреватель, как и раньше, пришёл послушать его за кулисами. Непреложная истина - «Нам бы только жить правильно», говорил Василий Шукшин словами своего героя. Почему при таких проникновенных песнях мы всё никак не можем научиться жить правильно? - Да потому что настоящие, чистые глубокие песни сейчас не в чести! - с болью в голосе произнёс Владислав Косарев.- Настоящие песни сегодня звучат, простите за резкость, исключительно в «резервациях». На большинстве телевизионных каналов и радио можно услышать жалкие «поделки», разрушающию в нас человека и культивирующие животные начала. Но зато на этом кто-то влёгкую делает бизнес, сбывая людям весь этот ширпотреб. К сожалению, человек почему-то устроен так, что к нему очень быстро липнет всё самое гадкое и мерзкое. А вот что-то настоящее, светлое, возвышающее и искреннее надо вкладывать, воспитывать, прививать, а потом кропотливо взращивать в самообразовании. В советские времена при всей их неоднозначности у нас была чёткая идеологическая установка - искусство должно возвышать и пробуждать светлые чувства и качества - человеческое в человеке. Поэтому у нас были не только прекрасные советские эстрадные песни, но и великолепный кинематограф, и прорывы в космосе и спорте. Ну не может человек созидать и что-то создавать, не будучи вдохновлённым высокой идеей. И эти идеи как раз содержались в наших песнях, фильмах и театральных спектаклях. Скажете, что я говорю известные вещи, банальности… К счастью, пока ещё есть люди, которые ценят подлинное искусство, и они приходят в зрительный зал той же Удмуртской филармонии. Есть и те, кто по мере сил и таланта пытается донести до них то чудо, которое заложено в русском романсе, народных песнях и хорошей советской эстраде. Эти песни дают силы жить, радоваться, любить и в действительности помогают строить. В поисках репертуара я часто смотрю записи старых «Новогодних огоньков» из эпохи чёрно-белого ещё советского телевидения. Замечаю, что за столиками сидят стахановцы, ткачихи, врачи, учителя, хлеборобы или космонавты. При этом героями песен Юрия Гуляева, Муслима Магомаева, Людмилы Зыкиной или Эдуарда Хиля становились тот же передовик, медик, педагог, земледелец или космонавт. А кто сейчас герой большинства современных песен??? Да есть исключения - скажем, группа «Любэ». Но этого ничтожно мало…. Ух, как вы меня зацепили! - выдохнул баритон, завершив свой марафон-монолог. Открытия увлекательных путешествий Открыв в своих гастрольных маршрутах Удмуртию всего год назад, Владислав Косарев в разговоре с нашим журналистом поведал о неоткрытых удивительных песнях, очень долго остававшихся незапетыми. Речь тогда шла о «Травах луговых» Евгения Птичкина и «Бескорыстной душе» Александры Пахмутовой. - Хотя подобные открытия я совершаю постоянно! - возглашает вокалист. - Что-то нахожу сам, что-то с подсказкой друзей. Не так давно при подготовке к сольному концерту в Светлановском зале Московского дома музыки с оркестром кинематографии во главе с Сергеем Скрипкой маэстро меня огорошил: «Влад! Есть замечательнейшая песня, которую сейчас никто не поёт, а раньше пел Владимир Трошин». - «Сергей Иванович, я занимаюсь песнями очень много лет и знаю всю советскую эстраду!» - нарочито самонадеянно парирую я. Но когда дирижер напел «Красавицу»: «По тропинке поднималась в гору девушка одна…», я понял, что не знал эту удивительную песню. Музыку к ней написал композитор Александр Изотов, а слова тот самый Марк Лисянский, сочинивший текст «Бескорыстной души». Поэтому я мигом взял её в свой репертуар, включив в эстрадно-симфонического программу «Будь со мной!» Скажу откровенно, пока что у меня есть чем удивлять любителей советской песни! Для меня все эти открытия остаются увлекательным путешествием. При этом посмотрите, сколько прекрасных стихов ещё не положено на музыку?! И тут меня очень огорчает то, что сейчас не находятся композиторы, способные сделать из них современный шлягер без кальки с западных хитов, как это умел самобытно делать Арно Бабаджанян. Его твисты, танго или «Сердце на снегу» (песня, написанная в стиле русского романса «Дорогой длинною…» - Прим. авт.) в своё время поразили меня до глубины души! Придётся повториться, но при всей неоднозначности советской эпохи наши родители просто-таки купались в чудесной песенной культуре и настоящей музыке! - Погодите, Влад, настоящие композиторы у нас ещё сохранились. В конце прошлого года вы вместе с Анной Бутурлиной исполнили песню «Говори со мной» в большом концерте, посвящённом 80-летию Эдуарда Артемьева! - Но Эдуард Николаевич - это, наверное, один из последних могикан! Во время этого концерта Артемьев сидел в кулисе, а на сцене играл великолепный оркестр неподражаемого Сергея Скрипки, который записывал артемьевскую музыку для кинофильмов Тарковского, Михалкова, Шахназарова и Кончаловского. Спев с Аней Бутурлиной свою песню, я ушёл за кулисы, где наблюдал за живым гением и очень хотел сказать ему: «Эдуард Николаевич, очень жалею, что вы написали так мало песен… Напишите, пожалуйста, ещё». Несколько раз порывался подойти к композитору, но так и не решился… В разговорах с коллегами мы приходим к неутешительному выводу - мы всё ещё едем на запасе из советского прошлого и, увы, постепенно его проедаем… «Ижи» - вторая натура Между прочим, неверно представлять Владислава Косарева в однобоком образе деликатной высокохудожественной фигуры. Его второй натурой давно остаются мотоциклы. Причём баритон испытывает страсть именно к ижевской технике. - Недавно в сети увидел объявление о том, что где-то в Сибири на продажу выставили «Иж-Планету-Спорт», выпущенную в небольшой опытной партии с 500-кубовым двигателем и пятиступенчатой коробкой передач, - Владислав Косарев снова завёлся. - Я уже хотел метнуться за находкой, но взглянул на свой концертный график и понял, что не успеваю. Поэтому моя мечта купить «ижак» сохраняется. Причём я готов купить даже не знаменитый «пээс» («Иж-Планету-Спорт». - Прим. авт.), а «Иж-К16» - кроссовый вариант или эндуро. Вот она моя настоящая стихия! У моего старшего брата был именно такой. Он в своё время серьёзно занимался мотокроссом. Иногда брат давал мне прокатиться на своём спортивном мотоцикле, и я с огромным удовольствием мотался по смоленским лугам, лесам и болотам! Когда с разудалым возгласом «эге-ге-ге-ге!» ты летишь на крыльях ветра, то вспоминаешь, как в детстве гонял по просёлкам в соседнюю деревню к девчонкам! И когда я пою, то как будто тоже возвращаюсь в детство и разговариваю с бабушкой, дедушкой. Исполняя со сцены военные песни, представляю, что мне подпевает дед - фронтовик, который после войны работал учителем музыки и считал баян самым русским народным инструментом с неисчерпаемыми возможностями…» Обозреватель газеты «Известия Удмуртской Республики» №011(4736) | 01 февраля 2018 все новости |
![]() |