Владислав Косарев: "Невозможно всё время питаться песенным фастфудом"09.02.2018Уже совсем скоро, 23 февраля, на сцене ДК «Тольяттиазот» вновь выступит лауреат международных конкурсов, классический и эстрадный певец Владислав Косарев. В интервью «ВХ» артист поделился своими профессиональными секретами, рассказал, чем будет удивлять зрителей на ближайшем концерте, кого из молодых исполнителей он слушает и почему не жалует современных поэтов. - Владислав Анатольевич, Вы много ездите по стране. Какие города оставили самые яркие впечатления? - Я не могу выделить какой-то один или несколько городов. Потому что всюду, куда я приезжал, живут замечательные люди - открытые и светлые, они любят ту же самую музыку, что люблю я. Езжу много, но есть ощущение, что всегда пою в одном и том же зале. Конечно, меняются лица зрителей и коллективы на сцене, а что касается атмосферы и восприятия музыки, которую я исполняю...Тут, я с вами честен, ничего не меняется. Эстрада ХХ века - и советская, и зарубежная - стала настоящей классикой и пользуется большим успехом, хорошо принимается практически по всей России. - С каким настроением едете в Тольятти? - В Тольятти я приезжаю не впервые, и в этом есть определённая проблема. Возвращаться, пусть даже с другой программой, нелегко: зрителей нужно каждый раз удивлять и вдохновлять. И они каждый раз приходя на концерты, должны не только слышать новую программу, но и видеть изменившегося в лучшую сторону артиста - с точки зрения вокала и актёрского проживания каждой песни. Любой повторный приезд в город — это своеобразный экзамен на профессиональный уровень. С другой стороны, в каждом городе, где я выступаю, у меня появляются друзья. Когда есть возможность после концерта поговорить с ними — это большое счастье. - Вы говорите, что зрителей нужно всегда удивлять. Что вы подготовили для тольяттинцев на 23 февраля? - Новый репертуар, в том числе! Ещё мы удивим совместной программой с симфоническим оркестром. В прошлый мой приезд мы исполняли арии из оперетт, неаполитанские песни и советскую эстраду. В этот раз запланирована 100%-я эстрадная программа. Сначала исполним песни Джо Дассена, Элвиса Пресли, Шарля Азнавура, а во втором отделении - добрые советские композиции. Исполнение песен в сопровождении оркестра — это то, что было у нас ещё в Советском Союзе. Потом традиция такого исполнения и, самое главное, качество песен практически пропали с нашей эстрады. Потому что большую часть современных попсовых песен, упаси Господь, никто и близко не подпустит к симфоническому оркестру. И правильно сделает. Качественные песни очень органично и убедительно звучат с оркестром. Этот жанр, формат, саунд — это то, чем мы будем удивлять нашего зрителя на концерте 23 февраля. - Вы сами составляете программу своих выступлений, или Вам кто-то помогает подбирать песни для концертов? - Я делаю это сам. За два отделения стараюсь хотя бы при помощи одной-двух песен достучаться до каждого зрителя: кому-то больше нравится Джо Дассен, кому-то - репертуар Муслима Магомаева, кто-то вообще ничего не любит и пришёл просто так, а ушёл окрылённый и понял, что открыл для себя нового исполнителя, уж простите за нескромность (смеётся). - При формировании программы учитываете ли Вы пожелания, которые зрители пишут в ваших фан-rруnпах в интернете? - Один раз в году в Доме музыки в Москве я даю концерт, составленный исключительно по заявкам моей публики. Иногда слушатели открывают для меня новые песни. Бывает, благодаря моим зрителям удаётся дать новую жизнь композициям, о которых все давно забыли. Так было, например, с «Бескорыстной душой» Александры Пахмутовой. Никто уже много лет её не пел, но три года назад она прозвучала на первом канале в День семьи любви и верности и с тех пор снова вернулась на эстраду. Её стали брать в репертуар и дети. Этому я очень рад. - Слышала, что у каждого артиста есть свои секреты подготовки к выступлениям. Как проходят часы перед концертом? - Во-первых, в день концерта я ограничиваю себя в общении - никаких встреч, минимальное количество звонков, потому что мне нужно копить силы и сосредоточиваться на том, что будет вечером. Во-вторых, перед выступлением я должен хорошо выспаться. Всегда стараюсь приезжать на концерт пораньше. Примерно за десять минут до выхода на сцену всегда тихонько смотрю из-за кулис на людей, которые пришли на концерт. Мне очень важно заранее как бы с ними подружиться, и тогда я выйду в зал, где увижу перед собой уже знакомых людей. - Обладатель лучшего в мире баритона - кто это? - Идеального баритона нет. Вообще нет ни идеального голоса, ни идеального артиста. Но есть те певцы, которые шаг за шагом, поднимаясь всё выше и выше в какой-то момент понимают, что путь к совершенству бесконечен. Если вы почитаете биографии выдающихся певцов, увидите - они все очень много и правильно работали. Над голосом, пластикой, сценическим движением, занимались актёрским мастерством, несмотря на свой звёздный статус и известность. Они продолжали, извините за простонародный слог, впахивать. Именно эта пахота, эта титаническая работа над собой позволила им стать личностями и мастерами. Я думаю, каждый из них понял, что внезапно превратиться в великого певца невозможно. Это длительный процесс. Как только ты его останавливаешь, начинаешь деградировать. Становишься ремесленником, а не мастером. Так что лучший баритон — это собирательный образ. - Тогда назовите фамилии исполнителей, которые уже точно оставили свой след в истории или как раз этим заняты сейчас? - Георг Отс, Муслим Магомаев, Дмитрий Хворостовский, Фёдор Шаляпин, Николай Гяуров. Я постоянно слушаю записи и учусь у них. Это настоящие мастера своего дела. - А молодых исполнителей Вы слушаете? - Некоторые записи Евгения Кунгурова нравятся. Не потому что он мой друг, а потому что по своему дарованию, по своим качествам, Женя, может быть, самый яркий баритон из всех, кого я знаю. Он и классик, и эстрадник. Универсальный певец. - Раньше Вы дирижировали. Не скучаете по дирижёрской палочке? - Я отдал этой профессии 19 лет, а потом ещё семь! И да, дирижирование — это моя основная специальность, я дирижёр академического хора. Не скучаю. Это пройденный этап моей жизни. То, чем я занимаюсь сейчас, мне нравится больше. Хотя и та профессия очень интересна. У меня были великолепные учителя, но в жизни нужно иногда делать крутые повороты в лучшую сторону. - Я читала, что Вы очень любите поэзию Роберта Рождественского. Смотрела несколько интервью с Вами, где вы ругаете современных поэтов и качество их стихов. А поэзия молодых авторов вам импонирует? Не исключаете мысли когда-нибудь спеть песню на их стихи? - Давайте конкретизируем ситуацию (смеётся). Я не то что ругаю молодых авторов. Я высказываю своё недовольство, очень серьезное недовольство тем качеством песен, которое нас окружает. Сложно найти песню, которая: первое - согреет вам сердце, второе - её можно просто спеть с друзьями за столом... Скажем «Выйду ночью в поле с конём» Игоря Матвиенко - да, эту песню вы можете напевать в машине или просто на дружеской встрече, сидя у костра. Но таких песен очень-очень мало... - Стихи сетевых авторов могут стать впоследствии песнями? А Полозкова? Астахова? Это, на Ваш взгляд, поэзия или низкопробные вещи? - Вы мне называете людей, живущих в интернет-пространстве и не имеющих доступа к средствам масс-медиа. Однако у них есть своя аудитория. Я не исключаю, что когда-нибудь появятся такие люди, как в своё время Рождественский с Бабаджаняном, и смогут дать нам целую обойму настоящих хитов, причем песен с большой буквы. Не ширпотреба, не однодневок, а именно произведений, у которых будет высокий художественный уровень, и вместе с тем композиции будут очень простыми, демократичными и понятными современному слушателю. Вполне это допускаю. Но вся проблема в том, что определенная группа людей на песенном ширпотребе делает бизнес, и не факт, что она пустит кого-то на рынок, потому что на примитиве и пошлости зарабатывать очень легко, это хорошо продается. Другой вопрос, что такая музыка делает с тем, кто её потребляет, но это никого не волнует. Чистый шоу-бизнес. Конечно, невозможно всё время питаться фастфудом, это в итоге приведет к инвалидности, если не к смерти. То же самое с песнями. Для того чтобы сейчас найти и качественную поэзию, и музыку современных авторов, надо очень хорошо покопаться в той же сети. Талантливые поэты и композиторы сейчас находятся в своего рода резервациях. Хотя на самом деле они должны быть в топе. Мы должны их знать, иметь возможность включить хотя бы канал «Культура» или «Домашний», где была бы передача, в которой они представляют свои произведения, но такой у нас нет. - Мне кажется, что талантливых людей во все времена примерно одинаковое количество. Просто сейчас они теряются в обилии ширпотреба. - Да, это вполне возможно, потому что на ширпотребе делается бизнес. А кто будет отдавать свой участок рынка, тем более, когда ясно, что людям будут предлагать товар заведомо лучшего качества? Кто будет пускать новых игроков на свою территорию? Никто. - А Вы можете зайти в сеть, найти песню совершенно незнакомого автора и спеть её на своём концерте? - Я уже сделал так несколько дней назад на выступлении в московском Доме журналиста. Мой концерт начался с песни современного композитора Александра Лепёхина. Он вообще не профессиональный музыкант, сидит у себя где-то в деревне и пишет под гитару современные романсы. И вот как раз песня «Зимняя ночь» на музыку Александра Лепёхина и стихи Николая Рубцова у меня прозвучала. Так что я эти песни ищу, пою. Честно говоря, я испытываю лёгкую ностальгию по советскому времени. Процентное соотношение качественного песенного материала в наше время и тогда просто не сравнить. Тогда были Рождественский, Вознесенский, Евтушенко. Добронравов писал великолепные тексты для песен, Дербенёв. И эти песни остались с нами навсегда, поскольку были написаны настоящими творцами. Сейчас качественного песенного материала в масс-медиа практически нет, за очень редким исключением. Но я знаю и верю: будет новый виток истории, и на нашей эстраде вновь появятся яркие, сильные, глубокие песни. И мы с вами, я надеюсь, это время застанем. P.S. Билеты на концерт Владислава Косарева в соцотделе ТОАЗа закончились. Просьба обращаться в кассу ДК по тел.: 950-565. Анна Землянова Газета «Волжский химик» 9 февраля 1 3 (1801) http://filarman.ru/content/uploads/2018/02/ВХ_интервью-с-В.Косаревым.pdf все новости |