"Косарев, Карне, Кино!"17.05.2018Фирменный звук этого оркестра – идеально точный, выверенный, сбалансированный – я обычно привыкла слышать за кадром: в классике советского кинематографа, да и новейших отечественных фильмах. Но уж точно не думала, что легендарный коллектив когда-нибудь окажется в моем объективе… Возможным это стало благодаря цепочке событий, начало которой было положено еще пят лет назад: осенью 2013 года певец Владислав Косарев, частый герой моих репортажей, впервые принял участие в филармоническом абонементе Российского государственного симфонического оркестра кинематографии «Живая музыка экрана». И, удачно попав в плеяду солистов, с которыми на регулярной основе работает коллектив, уже несколько сезонов идет с ним рука об руку. Этот творческий союз оказался достаточно плодотворным: Владислав принял участие в юбилейном концерте оркестра, исполнял с ним песни мультфильмов, детективов, водевилей и даже сделал несколько программ в течение последних лет. Недавняя – «Песни любви» – прошла в апреле в Светлановском зале Дома музыки, где компанию баритону составила джазовая певица Мари Карне. Причем, они не просто «перебрасывали друг другу мяч», но совместно – в сольных номерах и дуэтах – выстраивали драматическую линию действия. За которую вместе с ними был также ответственен Сергей Капков – постоянный автор режиссерского оформления, всегда уместного и стильного, концертов оркестра кинематографии. В целом, логика построения программы была достаточно прозрачна: в первом отделении зарубежный репертуар, затем советский, и в фокусе, конечно, вновь музыка кино – но неизменно с романтическим оттенком. Овеяны флером мечтательности были даже инструментальные произведения из репертуара Оркестра Поля Мориа. И хоть к кино они, кажется, не имеют непосредственного отношения, но в русских теле- и радиопередачах звучали часто: «Alouette» Ариэля Рамиреса, «Toccata» Гастона Роллана, «A taste of honey» из репертуара «Битлз» и собственно обработка родной нам «Под музыку Вивальди» Никитина и Берковского, которая в свое время запала в душу Мориа в течение его московского визита, и он ее выпросил у авторов. И надо сказать, «кинематографисты» сыграли эти узнаваемые с первых аккордов композиции не хуже прославленного гранд-оркестра в его лучшие годы! А вот исполнявшиеся вокальные произведения практически все так или иначе звучали в фильмах. Порой даже картины те уже почти забыты – знают их только большие кинолюбители, а песни напротив продолжают жить. Как, например, «Опавшие листья» (солировал Владислав) из французской послевоенной драмы об участниках Сопротивления – «Врата ночи». В противовес ей фильм «Завтрак у Тиффани» до сих пор пользуется колоссальной популярностью, ну и песня «Moon river» стала хитом на все времена. Секрет в том, что для ее исполнения даже не требуются особые вокальные данные, главное – точно попасть в простое и задушевное настроение, что как раз Владу удалось. Еще один вариант – когда песня написана не для кино, но впоследствии прозвучала чуть ли не в десятках фильмов – также нашел свое отражение: в эффектной «She’s a lady» из репертуара Тома Джонса. А продолжило цепочку таких же зажигательных и ритмичных песен выступление Мари Карне – обладательницы тембристого, сильного голоса и отличной эстрадно-джазовой манеры, которая у нее буквально в крови и на которую хорошо ложатся такие произведения, как «Padam, padam», «Volare», «Нью-Йорк, Нью-Йорк», «Бесаме мучо» (тоже формально вообще-то музыка кино, поскольку использовалась в американских мюзиклах времен Второй мировой – «Следуя за парнями», «Ковбой и сеньорита»). И конечно, стильное и сексуальное мамбо «Sway», что в каких только картинах ни появлялось! Авторы концерта, к примеру, подобрали видеоряд с прекрасными Ричардом Гиром и Дженнифер Лопес из «Давайте потанцуем». Страстным ответным призывом прозвучала после этого баллада «Love me tender» в исполнении Влада, а в дуэтной «Can’t take my eyes off of you» (еще одна очень кинематографичная музыкальная композиция) их с Мари игривость и взаимный флирт, кажется, достигли пика! Однако совсем иными красками и настроениями были полны первые произведения после антракта «Любовь настала» и «Твои следы» – оба представленные Мари с проникновенным лиризмом и глубоким чувством, почти со слезой в голосе. Так что после них стремительный переход к «Арго» из «Веселой хроники опасного путешествия» показался слишком контрастным, да и Влад почему-то присоединился к солистке только в самом финале, что по форме было немного странно. Зато в следующем номере, «Ну, почему ко мне ты равнодушна», хоть Мари не проронила ни слова во время пения партнера по сцене, а лишь бросала многозначительные взгляды, в целом осталось ощущение полноценного дуэта – такой это был театр! И удивительно, насколько же отличается от этой шутливой песенки другое произведение Шаинского – «Белые крылья», которое стало, пожалуй, кульминационным в программе, создающим реальное ощущение полета. Далее концерт уже покатился к финалу – однако неуклонно в мажорном ключе. Дуэтный «Старый клен», в отличие от чувственного «Can’t take my eyes» из первого отделения, был полон непорочной нежности. С той же лучезарностью и ностальгическим обаянием шестидесятых были исполнены «Хорошо» Броневицкого, «Песенка о капели» Бабаджаняна и венчавшая программу бодренькая «Вся жизнь впереди», под звуки которой (в оригинальном или же пародийных вариантах) проходили целые десятилетия. Для многих зрителей это стало музыкальным путешествием по волнам памяти, а юные смогли погрузиться в атмосферу эпохи, которую они уже не застали, но узнали благодаря культовым кинолентам и замечательной музыке. И здесь нельзя преуменьшить роль оркестра: хоть он по большей части аккомпанировал, но точно не находился в тени – маэстро Сергей Скрипка не только обеспечивал надежное сопровождение, но еще и синхронизацию музыки с видеорядом, и успевал по-отечески поддерживать солистов, да в целом создавать характер, придавать глубину и атмосферу всему происходящему, так что оркестр – тот ключевой элемент, без которого остальное не было бы возможно. И это везение для музыкантов, которые с ним работают, и счастье для зрителей, что коллектив все чаще выходит на концертную эстраду, вновь и вновь оживляя песни экрана Автор Дарья Письменюк Фотоотчет о мероприятии доступен по ссылке: http://www.vladkosarev.ru/gallery/19.html
все новости |