Неотступный мотив17.03.2019Неотступный мотив Владислава Косарева – любовь. И программа, которую он привез в Ростов, называлась «Будь со мной». Она включала старинные романсы и песни советских лет. Певец посожалел, что поет нынче не с оркестром, а по мне, лучшего аккомпанемента романсу, чем рояль и гитара, нет. И оба музыканта были высокого класса: Игорь Тукало и Виталий Кись. Когда они виртуозно сыграли вариации на тему романса Н.Шишкина «Ночь светла», стало понятно, что они могут давать и отдельные концерты. И еще одно дарование обнаружил В. Кись, спев романс собственного сочинения на стихи Н. Гумилева «Нет, ничего не изменилось». На его музыку пел и В.Косарев – «Заметался пожар голубой» (знаменитое стихотворение С. Есенина). Владислав Косарев – известный в музыкальном мире человек, обладатель красивого, сильного лирико-драматического баритона. Но популярностью он обязан не только голосу, но и своей артистической индивидуальности. Чувство меры и вкуса проявляет артист, выбирая поэтов, авторов текстов: от Пушкина, Языкова, Кольцова до Есенина, Сельвинского, Вознесенского… А каждый романс (извините за прописную истину) – это маленький спектакль, порой с довольно сложной драматургией, и он должен быть сыгран, а не только спет. В каждом таком спектакле – свой лирический герой, и Владислав Косарев в них предстает, если угодно, его приятелем, наперсником, защитником. А лирический герой всякий раз обретает иные обличья, в зависимости от того, какую жанровую особенность имеет романс. Баллада, исповедь, бурный цыганский всплеск, размышление о жизни (внутренний монолог), легкая, изящная шутка – всё это, естественно, звучит по-разному. Как нежное прикосновение – романс А. Варламова «На заре ты ее не буди»; как нарастающая сила чувств – «Милая, ты услышь меня» Э. Вальдтейфеля; поразительные «Кони-звери» М. Блантера, к духу которых в полной мере подходит определение толстовского Федора Протасова: «Это не свобода, а воля». И Владислав Косарев исполняет этот цыганский (по накалу) шлягер, останавливаясь перед той рискованной гранью, за которой неизбежно началось бы подстегивание эмоций. В этой программе И. Васильев, М. Балакирев, А. Варламов соседствовали с А. Бабаджаняном, Д. Тухмановым, В. Лебедевым. Романсы и песни советского времени, конечно, вызывали ностальгические чувства у слушателей старшего поколения. Например, песня «Для тебя» Я.Френкеля воспринимается не просто как вокальный номер, а вызывает в памяти трогательный фильм «Когда наступает сентябрь» с Арменом Джигарханяном в главной роли и молодым Владимиром Ивашовым, герой которого и поет эту песню. Артист камерного жанра, В.Косарев пользуется и приемами эстрады. В его исполнении вокальные миниатюры звучат без строгой печати академизма. И вполне органична избранная демократичная манера общения с залом. На мой вкус, не все сочинения второго отделения могут поспорить по своим художественным достоинствам с классическими образцами, а потому тут не избежать однозначного, прямолинейного прочтения. Одно несомненно: романсы бередят душу, рождая позабытую прагматичным временем сентиментальность, в которой вовсе нет душевной слабости, а есть чуткость, сочувствие к другому человеку, стремление и способность «остановиться, оглянуться…». ЛЮДМИЛА ФРЕЙДЛИН все новости |