Владислав Косарев: «Я снова пою о любви!»27.01.2020
Поскольку, в силу ряда причин, интервью в иркутском еженедельнике «СМ Номер один» № 3 от 30 января 2020 года было значительно сокращено и опубликовано с некоторыми изменениями, мы предлагаем вам первоначальную авторскую версию материала.
В наш век безумных скоростей, когда одни музыкальные стили сменяются другими, когда теле- и радиоэфиры каждый день взрываются сотнями новых хитов, есть очень мало музыки, способной заинтересовать, а главное – объединить аудиторию самых разных возрастов. Но есть концерты, на которые из года в год приходят люди от мала до велика, с разными музыкальными вкусами. И концерты эти почти всегда аншлаговые. Вы спросите, о ком речь? О Владиславе КОСАРЕВЕ. 31 января и 1 февраля артист выступит в Ангарске и Иркутске с новой программой «…И СНОВА О ЛЮБВИ». - Владислав, вы приезжаете в Иркутск не первый год и, насколько мне известно, выступаете всегда с местным симфоническим оркестром. А есть у вас в этом городе зрители, которые из года в год посещают ваши концерты? Что побуждает их приходить вновь и вновь? Каков примерный возраст этих зрителей, социальный статус, род занятий? - Конечно, эти зрители есть, и за годы моего приезда в Иркутск мы стали добрыми друзьями. Это люди самых разных возрастов, и меня очень радует факт: то, что происходит на наших концертах, очень близко самым разным людям, независимо от возраста и личных предпочтений. Обычно при словах «филармония», «симфонический оркестр» у людей возникают ассоциации с чем-то архаичным и скучным, предназначенным для предпенсионного возраста и совершенно не интересным более молодому зрителю. Наши концерты показывают: это совершенно не так. И аншлаги на них тому подтверждение. Не один год я работаю с Губернаторским симфоническим оркестром, создателем которого, его художественным руководителем и главным дирижером является заслуженный деятель искусств России маэстро Илмар Лапиньш, а за пультом на наших концертах стоит ученик Лапиньша, молодой дирижер Максим Качалов. - Вы начинали путь солиста-вокалиста с песен военных лет, с романсов, русских и украинских народных песен, с казачьих песен. Лет пять назад вы обратились к эстрадно-симфоническому направлению. Был ли какой-то толчок – внешний или внутренний, после которого вы повернулись в эту сторону? - Специального «толчка» не было. Было огромное желание попробовать себя именно в таких программах, потому что мое детство прошло в окружении прекрасной музыки, звучавшей у меня дома. Отец очень увлекался западной эстрадой: Том Джонс, Фрэнк Синатра, Элвис Пресли, Демис Руссос. А мама любила Муслима Магомаева, Георга Отса, Юрия Гуляева, Эдуарда Хиля. Большинство песен эти солисты исполняли в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра. Это была элитная эстрадная музыка. Не поп-музыка. - А в чем вы видите отличия поп-музыки от эстрадной – пусть даже самой демократичной? - Я выскажу собственный взгляд, и, возможно, музыковеды меня в чем-то упрекнут. Но я с трудом представляю, что лет через 50 поп-композиции, написанные в нынешнее время, будет исполнять какой-нибудь замечательный баритон в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра. Потому что высокая эстрадная классика и поп-музыка несопоставимы по своей художественной ценности - по образам, по ритмам, по гармонии и даже по текстам. Когда я как певец обратился к исполнению эстрадной классики, я с радостью для себя отметил, что музыка, которая была так любима нашими родителями, и сегодня находит самый живой отклик в сердцах людей. - В нескольких интервью вы говорили, что сейчас в России мало кто из певцов занимается эстрадно-симфоническим направлением. Насколько, по вашему мнению, сегодня актуален и востребован этот формат – как в России, так и на Западе? - Людей, которые постоянно развивают подобный репертуар и знакомят слушателей с новыми программами, сейчас и правда можно пересчитать по пальцам. Я часто говорю в своих интервью: выходит на сцену замечательный баритон. И что он поёт? «Королеву красоты», «Солнцем опьяненный», «Синюю вечность» и на «бис» «Свадьбу» вместе с залом. Это очень грустно. Потому что даже среди песен Муслима Магомаева есть масса очень сильных, ярких произведений, которые он блистательно исполнял, но современные певцы их почему-то не поют на своих концертах. Не говоря уже о песнях Владимира Трошина, Эдуарда Хиля, Юрия Гуляева. А потребность в этой музыке у современного зрителя очень высока, как показала моя практика. Если говорить о Западе, там симфонические оркестры не боятся включать в свои программы даже рок-музыку. Берлинский филармонический оркестр лет 15 назад уже выходил на одну сцену с группой Scorpions и предлагал европейским слушателям потрясающие концерты. Есть огромное количество певцов, работающих в жанре classical crossover, - Сара Брайтман, Андреа Бочелли, Иль Диво. Вспомним великого Лучано Паваротти, который сделал проект «Паваротти и друзья», вызвавший большой интерес у зрителей и критиков. Это было в лучшем смысле академично и в то же время демократично. Лондонский симфонический оркестр, который блестяще исполняет хиты группы Queen, собирает полные залы на концерты классической музыки - на Бетховена, Брамса, Рахманинова. И для многих знакомство с симфоническими оркестрами и вообще с филармоническим жанром начинается с того, что люди приходят послушать концерты в стиле симфо-рок или тот же проект «Паваротти и друзья», а в итоге становятся поклонниками чистой классики. - В прошлом году вы сделали новый интересный проект – программу «Для тебя, для тебя, для тебя…», где в сопровождении симфонического оркестра в первом отделении звучат романсы, а во втором – советская эстрада 20 века. Есть мнение, что камерному жанру романса больше подходит аккомпанемент фортепиано или гитары (или того и другого вместе). Как пришло решение соединить в одной программе два таких разных жанра? - Во-первых, я не считаю романс и песню такими уж разными жанрами. Даже академические музыковеды подчас с трудом могут провести четкую границу между романсом и песней. Во-вторых, я являюсь большим поклонником Дмитрия Хворостовского и очень хорошо знаю его романсовое творчество. БОльшая часть романсов, включенных мной в программу «Для тебя…», исполнялась Хворостовским с симфоническим оркестром Константина Орбеляна. Это лишний раз подтверждает, насколько симфонический оркестр гибкий и универсальный инструмент. - В 2018 году вы впервые выступили в новом для себя амплуа – автора музыки, написав песню «Сбереги себя для любви» на стихи Екатерины Ладгары для Дня семьи, любви и верности в Муроме. В 2019 году вы с Катей написали новую песню – «Два крыла». Как у вас родилась мысль написания музыки? Это был заказ Оргкомитета Дня семьи или где-то внутри музыканта, дирижера-хоровика и певца Косарева «жил» композитор? - К сожалению, композитор во мне никогда не жил, потому что я именно автор музыки, а не композитор: я очень четко разделяю эти два понятия. Композитор в моем понимании – не тот, кто может сочинить милую, приятную мелодию, а человек, способный профессионально работать в разных жанрах. Когда я увидел тексты Екатерины Ладгары – а точнее будет сказать, что у нее не просто тексты, а именно ПОЭЗИЯ – самодостаточная, способная существовать отдельно от песни, - ее стихи отозвались во мне музыкальными интонациями. Так родилась наша первая совместная песня «Сбереги себя для любви». Я показал мелодию Кате, ей понравилось. У Ладгары как поэта есть уникальное качество: она умеет писать о сложных, глубоких вещах простым, доступным языком - это признак большого таланта! В 2019 году, когда Катя прислала мне стихи «Два крыла», у меня тут же родилась мелодия, и мы вместе с Катей ее доработали. К нашей общей радости, обе песни в Муроме на Дне семьи, любви и верности были очень тепло приняты зрителями. С песней на стихи Алексея Фатьянова иная история: внучка поэта Анна Фатьянова, с которой мы давно дружим, сказала: «Влад, если ты хочешь попасть на концерт к 100-летию моего деда, ты должен написать песню на его стихи! У меня есть хорошие строки, которые до сих пор на музыку никто не положил». Речь шла о произведении «Покорил я три державы», написанном примерно в начале 60-х годов 20 века. У меня выбора не было, в итоге песня прозвучала в моем исполнении на родине поэта в Вязниках, и я очень надеюсь, что своей музыкой точно попал в стилистику той эпохи… Всё, как известно, проверяется временем. И если лет через 50 кто-то вспомнит хотя бы одну из моих песен и включит ее в свой репертуар, можно будет сказать, что какой-то талант композитора у меня есть. НАТАЛИЯ КРАСИЛЬНИКОВА ФОТО: ВАДИМ БЛАГОДАРНЫЙ
Концерты Владислава Косарева собирают полные залы Текст: Наталия Красильникова , Фото: Екатерины Ладгары , СМ Номер один , № 3 от 30 января 2020 года , #Культура Владислав Косарев: «Было огромное желание попробовать себя именно в эстрадно-симфонических программах, потому что мое детство прошло в окружении прекрасной музыки». В наш век безумных скоростей, когда одни музыкальные стили сменяются другими, когда теле- и радиоэфиры каждый день взрываются сотнями новых хитов, есть очень мало музыки, способной заинтересовать, а главное объединить аудиторию самых разных возрастов. Но есть концерты, на которые из года в год приходят люди разных поколений, с разными музыкальными вкусами. И концерты эти почти всегда аншлаговые. Вы спросите: про кого идет речь? Это Владислав Косарев. 31 января и 1 февраля артист выступит в Ангарске и Иркутске с новой программой «…И снова о любви». Путь солиста-вокалиста — Владислав, вы начинали путь солиста-вокалиста с песен военных лет, романсов, русских и украинских народных, казачьих песен. Лет пять назад вы обратились к эстрадно-симфоническому направлению. Был ли какой-то толчок — внешний или внутренний, после которого вы повернулись в эту сторону? — Специального толчка не было. Было огромное желание попробовать себя именно в таких программах, потому что мое детство прошло в окружении прекрасной музыки, звучавшей у меня дома. Отец увлекался западной эстрадой: Том Джонс, Фрэнк Синатра, Элвис Пресли, Демис Руссос. А мама любила Муслима Магомаева, Георга Отса, Юрия Гуляева, Эдуарда Хиля. Большинство песен эти солисты исполняли в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра. Это была элитная эстрадная музыка. Я с трудом представляю, что лет через 50 поп-композиции, написанные в нынешнее время, будет исполнять какой-нибудь замечательный баритон в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра. Потому что высокая эстрадная классика и поп-музыка несопоставимы по своей художественной ценности. — В нескольких интервью вы говорили, что сейчас в России мало кто из певцов занимается эстрадно-симфоническим направлением. Насколько, по вашему мнению, сегодня актуален и востребован этот формат? — Людей, которые постоянно развивают подобный репертуар и знакомят слушателей с новыми программами, сейчас и правда можно пересчитать по пальцам. Даже среди песен Муслима Магомаева есть масса очень сильных, ярких произведений, которые он блистательно исполнял, но современные певцы их почему-то не поют на своих концертах. Не говоря уже о песнях Владимира Трошина, Эдуарда Хиля, Юрия Гуляева. А потребность в этой музыке у современного зрителя очень высока, как показала моя практика. Симфонические оркестры Запада не боятся включать в свои программы даже рок-музыку. Берлинский филармонический оркестр лет 15 назад уже выходил на одну сцену с группой Scorpions и предлагал европейским слушателям потрясающие концерты. Есть огромное количество певцов, работающих в жанре classical crossover, — Сара Брайтман, Андреа Бочелли, Иль Диво. Вспомним великого Лучано Паваротти, который сделал проект «Паваротти и друзья», вызвавший большой интерес у зрителей и критиков. Для многих знакомство с симфоническими оркестрами и вообще с филармоническим жанром начинается с того, что люди приходят послушать концерты в стиле симфо-рок или тот же проект «Паваротти и друзья», а в итоге становятся поклонниками чистой классики. — В прошлом году вы сделали новый интересный проект — программу «Для тебя, для тебя, для тебя…», где в сопровождении симфонического оркестра в первом отделении звучат романсы, а во втором — советская эстрада XX века. Как пришло решение соединить в одной программе два этих жанра? — Во-первых, я не считаю романс и песню такими уж разными жанрами. Даже академические музыковеды подчас с трудом могут провести четкую границу между романсом и песней. Во-вторых, я являюсь большим поклонником Дмитрия Хворостовского и очень хорошо знаю его романсовое творчество. БОльшая часть романсов, включенных мной в программу «Для тебя…», исполнялась Хворостовским с симфоническим оркестром Константина Орбеляна. Это лишний раз подтверждает, насколько симфонический оркестр гибкий и универсальный инструмент. Признак большого таланта — В 2018 году вы впервые выступили в новом для себя амплуа — автора музыки, написав песню «Сбереги себя для любви» на стихи Екатерины Ладгары для Дня семьи, любви и верности в Муроме. В 2019 году вы с Катей написали новую песню — «Два крыла». Как у вас родилась мысль написания музыки? Это был заказ оргкомитета Дня семьи или где-то внутри музыканта, дирижера-хоровика и певца Косарева жил композитор? — Я очень четко разделяю два понятия: композитор и автор музыки. Композитор в моем понимании — человек, способный профессионально работать в разных жанрах. Тексты Екатерины Ладгары — это поэзия, самодостаточная, способная существовать отдельно от песни. Ее стихи отозвались во мне музыкальными интонациями. Так родилась наша первая совместная песня «Сбереги себя для любви». Я показал мелодию Кате, ей понравилось. У Ладгары как поэта есть уникальное качество: она умеет писать о сложных, глубоких вещах простым, доступным языком — это признак большого таланта! В 2019 году, когда Катя прислала мне стихи «Два крыла», у меня тут же родилась мелодия, и мы вместе с Катей ее доработали. К нашей общей радости, обе песни в Муроме на Дне семьи, любви и верности были очень тепло приняты зрителями. С песней на стихи Алексея Фатьянова иная история: внучка поэта Анна Фатьянова, с которой мы давно дружим, сказала: «Влад, если ты хочешь попасть на концерт к 100-летию моего деда, ты должен написать песню на его стихи. У меня есть хорошие строки, которые до сих пор на музыку никто не положил». Речь шла о произведении «Покорил я три державы», написанном примерно в начале 60-х годов XX века. У меня выбора не было, в итоге песня прозвучала в моем исполнении на родине поэта в Вязниках, и я очень надеюсь, что своей музыкой точно попал в стилистику той эпохи… Все, как известно, проверяется временем. И если лет через 50 кто-то вспомнит хотя бы одну из моих песен и включит ее в свой репертуар, можно будет сказать, что какой-то талант композитора у меня есть. Справка Владислав Косарев — профессиональный артист, певец. В 2001 году окончил РАМ им. Гнесиных, восемь лет отработал в мужском хоре «Пересвет» как солист и главный дирижер. С 2009-го года Владислав начал свою сольную карьеру. Обладатель первой премии и звания лауреата на I Международном конкурсе дирижеров им. Юрлова. Награжден орденом «Вера, Надежда, Любовь» и золотым орденом «Служение искусству». |