Владислав Косарев: "Надо просто быть честным. На сцене и в жизни...»22.02.2013Владислав КОСАРЕВ: "Надо просто быть честным. На сцене и в жизни...»
О таких, как он, говорят: «Господь поцеловал при рождении!» И правда, природа одарила Владислава Косарева всем, о чем можно лишь мечтать: пленительным голосом виолончельного тембра, редкой силы, мощи и эластичности; прекрасной внешностью романтического героя: высокий рост, фактура, мужественно-благородные, утонченно-аристократические черты лица; незаурядным умом – а для вокалиста, пожалуй, это едва ли не более значимая константа, чем наличие голоса; исполнительской Харизмой. Такой комплекс встречается в искусстве крайне редко. При этом у Артиста напрочь отсутствует склонность к эпатажности, принадлежность ко всякого рода медийной круговерти. Никакого налета гламурности. Косарева невозможно представить ни в какой тусовке. Своим искусством он не развлекает, не поучает и не против чего не протестует. Он призывает зрителя-слушателя вместе с ним задуматься о базовых жизненных ценностях: что такое Любовь? Зачем человек приходит на эту Землю? Что есть Вера, Достоинство, Порядочность? Что такое Счастье, и всегда ли оно там, где мы зачастую его ищем, - то есть ВНЕ НАС? Да, сверхзадачу любого Художника лучше А.С. Пушкина, пожалуй, по сей день никто не определил: своей «лирой пробуждать чувства добрые»! Путь солиста-вокалиста Владислав Косарев начал в возрасте Христа. По образованию он хоровой дирижер, этой профессии обучался 19 лет: в Детской музыкальной школе № 8 города Смоленска, в Смоленском музыкальном училище и в Российской академии музыки им. Гнесиных – сначала как студент, потом как ассистент-стажер. После окончания Гнесинки Владислава пригласили в Московский мужской камерный хор «Пересвет» как солиста. Через год он стал главным дирижером этого прославленного, самобытного коллектива. В 2001-м году 25-летний музыкант победил на Первом международном конкурсе хоровых дирижеров им. А. Юрлова. Он награжден Золотым Орденом «Служение Искусству», медалью «Вера. Надежда. Любовь». В апреле 2012 года супруга Президента России Светлана Медведева вручила В. Косареву Благодарственное письмо «За участие в подготовке и проведении Всероссийского праздника «День семьи, любви и верности». Не знаю, как для кого, а для меня всегда важно, как человек относится к местам, где родился и вырос. У Владислава это отношение трепетно-трогательное: «Я смолянин и горжусь этим. Я родился там же, где и Михаил Глинка, Юрий Гагарин, Александр Твардовский, Михаил Исаковский, Юрий Никулин, Эдуард Хиль. Я знаю, что мои предки всегда давали отпор любому, кто приходил на их земли. Какой бы длительной и кровопролитной ни была война, смоляне всегда отстаивали свое право быть свободными». Мне посчастливилось побывать на шести концертах В. Косарева. Когда-то я снисходительно отнеслась к услышанной в Ростовской консерватории фразе: «Лучшие певцы – это хоровые дирижеры!» Не знаю, верно ли это на все сто, но к творчеству Владислава относится несомненно: он классный дирижер, а в таком всегда живет выраженный режиссерский дар. Из каждой миниатюры - песни, романса – он умудряется выстроить маленький спектакль со своей драматургией. Мне уже доводилось писать о Косареве, но его феномен, его магическое воздействие на зрителей остаются для меня неразгаданными, и я снова берусь за перо... - Владислав, я по работе много общаюсь с тенорами. Они говорят, что (цитирую) «тенор - это не тип голоса, а диагноз». Смех смехом, но, очевидно, имеется какой-то набор личностных качеств, присущих именно тенорам. Что можно в этом ключе сказать о баритонах? - Я бы поспорил с данным утверждением. Суть человека и мастерство артиста не определяется высотой его голоса. Значение имеет внутренний мир, его душевные качества, интеллект, профессионализм. Гуляев, Отс, Магомаев, Хиль, Лемешев, Гедда, Рейзен, Эйзен, Петров, Михайлов, Гмыря – мы все помним этих великих певцов, независимо от того, кем они были, - басами, баритонами или тенорами. - Если бы Вы работали в опере и Вам, как премьеру театра, была бы дана возможность выбирать, что петь, какие партии Вы пожелали бы спеть в первую очередь? - Я бы начал с Евгения Онегина. Потом бы спел Риголетто, Грязного и, конечно же, Дон Жуана! Я обожаю Пушкина, обожаю оперу Чайковского «Евгений Онегин», и, как мне кажется, я бы вылепил характер Онегина по-своему... - Вы фаталист? Есть на Вашем пути ключевые события, к которым вы не имеете никакого отношения, но без которых не состоялось бы все то, что есть у Вас сегодня? - Я не фаталист, но я точно знаю, что все мои счастья и несчастья - это, во-первых, тот путь, через который я обязательно должен пройти; во-вторых... почему-то моя жизнь всегда складывалась так, что мои самые заветные мечты сбывались. Так было и с хором «Пересвет», и с моей сольной карьерой. Несмотря на полученную специальность дирижера академического хора, я, сколько себя помню, всегда очень любил петь и втайне мечтал выходить на сцену в качестве солиста. Я хотел не просто петь, я хотел исполнять ту музыку, которую люблю. Но меня долгое время не покидали сомнения: обладаю ли я таким талантом, который позволит мне стать незаурядным певцом. Мои родители и учителя изначально задали мне высокую планку требований к себе не только в жизни, но и в профессии. И еще я отлично понимал: чтобы в начале XXI века пробиться на современный музыкальный рынок, одного исполнительского таланта и работоспособности мало, необходим сильный грамотный продюсер. В очень непростой для меня период жизни появилась Юлия Килина, благодаря которой я оставил дирижирование и стал заниматься сольной карьерой. - Как пересеклись ваши пути с Юлией Килиной? В нашем первом интервью Вы сказали, что это тема для отдельной публикации! - Юлия когда-то случайно попала на концерт хора «Пересвет», познакомилась со мной. Именно ее продюсерский талант позволил мне в кратчайшие сроки стать артистом, у которого со второго сольного концерта начались аншлаги, в первом же сольном сезоне – съемки в телепередаче «Романтика Романса» на канале «Культура», затем сольные концерты в Московском Международном Доме Музыки, сотрудничество с оркестром кинематографии под руководством Сергея Скрипки и гастроли по всей России. - Недавно я прочла, что людям, приезжающим покорять Москву из регионов, необходимо иметь провинциальную наглость. Вы приехали в Москву в 18 лет. Как приняла вас столица, пришлось ли вам ее завоевывать? - Я уверен, что, по большому счету, любой, кто приезжает в этот огромный город, завоевывает не его, а самого себя. Чтобы в Москве выжить, добиться определенных высот и остаться при этом нормальным человеком, надо бороться, прежде всего, со своей темной стороной. - Москва хорошо ломает – и отнюдь не только слабых людей...Я знаю достаточно примеров! - Это не Москва ломает! Значит, в человеке есть что-то такое, что можно сломать. В Москве нужно «выбиваться в люди» не за счет наглости, а с помощью упорства, работоспособности, интеллекта, таланта. Мне и здесь повезло: в РАМ им. Гнесиных я встретил людей, которые в меня поверили. Конечно, первые годы в Москве было непросто, но меня всегда держал на плаву тот запас прочности, который я получил на своей родине, в Смоленске. Здесь я родился, вырос, здесь были мои первые учителя – настоящий энтузиаст своего дела Геннадий Александрович Барыкин, руководитель хора мальчиков в детской музыкальной школе №8; Людмила Борисовна Зайцева - великолепный педагог, заведующая кафедрой дирижирования Смоленского музыкального училища, под руководством которой я постигал азы управления хоровым коллективом. Я очень хорошо помню всех своих учителей и в музыкальной школе, и в училище, и в Гнесинке. В том, чего я достиг сейчас, огромная заслуга всех моих педагогов и, конечно же, моих родителей. - Вы как-то обмолвились, что встречались с Мстиславом Ростроповичем. Могли бы рассказать об этом подробнее? - В 2000-м году друзья позвали меня на гастроли в Швейцарию вместе с театром «Геликон-Опера». Каково же было мое удивление, когда я, приехав на репетицию, увидел за дирижерским пультом Мстислава Ростроповича! Я до сих пор вспоминаю те полторы недели, когда мы участвовали в оперетте «Летучая мышь» под руководством маэстро. Репетировать с ним было сплошным удовольствием, но самые яркие впечатления у меня остались от общения в свободное от спектаклей время. Мстислав Леопольдович был потрясающим рассказчиком, его можно было слушать часами! - Есть ли такой вопрос, на который Вы ищете ответ на протяжении долгого периода времени? - Да, есть! Я до сих пор не знаю, откуда берется вдохновение. Иногда бывает, что очень сильно устаешь, теряешь способность радоваться жизни, музыке, но выходишь на сцену, видишь людей, которые ждут от тебя чего-то особенного, ждут чуда, и... вдруг происходит необъяснимое – усталость мгновенно улетучивается, и снова хочется петь, летать, любить! - У вас был такой момент, когда Вы в полной мере почувствовали себя настоящим певцом? - Да, я очень хорошо это помню. Мне было шесть лет, и вся наша большая семья устраивала концерт в деревенском клубе. Я впервые вышел на сцену, запел и... мне показалось, что за спиной выросли крылья! Еще я очень хорошо помню свой первый сольный концерт, который состоялся в мае 2009 года в московском ДК «Гармония». Вместе с баянистом я исполнял песни военных лет для ветеранов войны. Для меня День Победы – это святой праздник. Мой дед ушел на фронт совсем молодым пареньком, после окончания войны полтора года воевал с бандеровцами на Западной Украине. Почти все военные песни, которые я исполняю сейчас в своих концертах, я впервые услышал от него, и...не просто услышал. В моей душе отпечатались чувства и эмоции человека, прошедшего через весь ад Великой Отечественной Войны. Четыре года назад на моем концерте в зале сидели люди, которые, как и мой дед, знали о войне не понаслышке. И когда я увидел, что они мне поверили, я понял, что имею право выходить на сцену. - На телеканале «Культура» есть ток-шоу «Линия жизни». Если бы Вам предложили изобразить линию Вашей жизни в виде образа – цветово, графически, что это был бы за образ? - Наверное, это было бы что-то, похожее на кардиограмму! Ну, а если серьезно, мою жизнь можно представить в виде линии, направленной вверх, но она, конечно же, не будет прямой... - В нашем первом интервью Вы сказали, что для вас очень важно быть максимально честным перед своим зрителем – это Ваш выбор! А выбор всегда связан с ценой, которую мы готовы за этот выбор заплатить. Чем Вы готовы пожертвовать ради права говорить то, что думаете? - Я считаю, что мой выбор – это норма, которой должен придерживаться любой человек. Это не должно оцениваться. Несмотря ни на что надо в жизни оставаться человеком, тогда и на сцене мы увидим артиста, который не потерял способность быть искренним. Я создаю образы, которые не несут в себе ничего разрушительного, и не пою откровенную чушь. Позволить себе это - значит перестать быть самим собой. И я не задаюсь вопросом, жертва ли это. Надо просто быть честным на сцене и в жизни. Наталия КРАСИЛЬНИКОВА "Смоленск" № 02 (150) ФЕВРАЛЬ 2013 г. все новости |